Афиша

Технологии 3D

Технология 3D – это самый передовой способ воспроизведения визуального и звукового сигнала в мире. Действие выходит из привычной плоскости и разворачивается прямо перед зрителем с помощью специальных 3D–очков и проекторов.

 

Формат 3D – новый тип кино, который воздействует на зрителя не только на эмоциональном, но и на физическом уровне, представляя собой не только фильм, но и захватывающий аттракцион. Зрители настолько погружаются в фильм, что становятся непосредственными участниками событий.

3D[1] 

Еще в 1838 году англичанин Чарльз Уитстоун придумал демонстрационный прибор, основанный на разнице восприятия изображения левым и правым глазом, который теоретически позволял видеть разные предметы не плоскими, а в объеме. Через 15 лет Лондонская стереоскопическая компания поразила зрителей трехмерными видами Ниагарского водопада, а к середине 30-х годов XX века стереоэффект стал доступен и движущимся изображениям. Но пик киношного стереобума пришелся на 50-е годы, когда кинематограф изыскивал любые средства, чтобы выиграть жестокую конкурентную борьбу с телевидением.


Обычным делом стало для кинозрителей получать вместе с входным билетом специальные красно-синие очки: на экраны выходили десятки трехмерных хитов: "Дьявол Бвана" (1952) Арча Оболера, в котором герои сражались со стереоскопическими львами-людоедами, "Музей восковых фигур" (1953) Андре де Тота, классический ужастик "Чудовище из Черной Лагуны" (1954) и триллер Альфреда Хичкока "В случае убийства набирайте "М" (1954). Но тогда трехмерное изображение не получило широкого распространения из-за бедности большинства кинотеатров и сложного оборудования, необходимого для демонстрации объемного кино (серебряные экраны, поляризованные стекла, двойные синхронизированные проекторы, специальные линзы).


В 80-е годы в этом формате было снято несколько научно-популярных фильмов. Однако, несмотря на новую волну вспыхнувшего интереса к объемному изображению, несовершенство и неудобство просмотра при помощи картонных очков привели к забытью 3D-формата в очередной раз. И только после того, как в 70-е годы маленькой группой канадских ученых был разработан новый трехмерный формат XpanD, объемное кино получило реальный шанс стать действительно популярным.


Формат Xpand впервые был показан на выставке "Экспо'70" в Осаке. А первый кинотеатр "Киносфера" был построен уже через год в Торонто. Однако вплоть до конца XX века этот формат не мог похвастаться широким распространением из-за своей дороговизны, но сегодня насчитывается уже около 300 постоянных кинотеатров, работающих именно в формате XpanD.


Секрет объемного изображения, прежде всего, заключен в огромном, высотой с семиэтажный дом, экране, размерами 24 на 30 метров и массой до полутора тонн. Его металлизированное покрытие имеет коэффициент отражения, превышающий этот параметр обычного латексного экрана в несколько раз. Это необходимо для получения высокого качества изображения, которое зрители видят через линзы очков при проекции 3D.


Вторая составляющая секрета – в пленке. Известно, что чем больше площадь кадра на кинопленке, тем лучше качество изображения. Кадр технологии XpanD в 20 раз превышает классическую 16-миллиметровую пленку, в 10 раз – 35-миллиметровую и в 3 раза – стандартную 70-миллиметровую, поскольку при одинаковой с последней ширине кадры на XpanD-пленке расположены не поперечно, а продольно. Поэтому изображение может проецироваться на гигантский экран и при этом поддерживать исключительное разрешение, яркость и контрастность изображения. Кстати, для фильмов 3D используются две копии кинопленки, которые демонстрируются синхронно: одна – для левого экрана очков, другая – для правого. Но самое главное в трехмерном кинематографе – это, разумеется, очки. В них используется технология на жидких кристаллах, максимально приближающая зрителя к происходящему на экране. Инфракрасные сигналы управляют жидкокристаллическими линзами очков, обеспечивая чередование открытия и закрытия поляризационных линз на каждом из окуляров, создающих таким образом трехмерный эффект.


Завершает картину шестиканальная звуковая система общей мощностью 18 киловатт.


Фильмы в технологии 3D производятся тремя способами. Первый: созданный в технике компьютерной анимации фильм переводится в формат 3D. Второй способ: фильмы снимаются самой корпорацией XpanD на специальную камеру сразу на две пленки. Третий способ: перевод 2D изображения в 3D, пока только в виде фрагментов голливудских хитов-блокбастеров. Технология запатентована, работа продолжается.


3D-кино страдает двумя недостатками. Первый и главный – нарушение восприятия размеров тел и предметов: истинную величину того или иного нового объекта понять невозможно до тех пор, пока рядом с ним не появляется легко определимая фигура – скажем, человек рядом с китом. Второй недочет – мертвенность фонов при активном действии на самом, если можно так выразиться, первом плане. Очевидно, с развитием технологии эти недостатки будут устранены.


Сегодня 3D выбирают 55% зрителей. На 3D эпический фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» возлагаются огромные надежды относительно вывода 3D формата в кино на качественно новый уровень. Фильм Джеймса Кэмерона "Аватар" только за первый уик-энда собрал 75 миллионов долларов. Но аналитикам этого мало, они говорят, что в мире надо собрать более 800 миллионов долларов. Вот тогда можно будет объявлять об установке новых правил игры, чтобы очень серьезно расширить 3D аудиторию.